«Святые 90-е»: как мы выстраивали свой бизнес, обратившись к церкви
90-ые – время, когда каждый второй в стране мечтал стать бизнесменом. Для этого было много причин, но люди спешили открыть свое дело не из романтических побуждений или модного нынче стремления к самореализации. В новую, неизведанную сферу звал здоровый прагматизм: сложно содержать семью при массовых сокращениях сотрудников на предприятиях, многомесячных задержках зарплат, дорогих товарах в магазинах и неугомонной инфляции. У населения просто не хватало денег на самые необходимые вещи, остро вставал вопрос о выживании в экономический кризис после распада СССР. Инженеры, врачи и учителя были вынуждены бросать работу и идти в предпринимательство.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы тоже рискнули и решили построить свой бизнес.
Изучение рынка и поиск свободной ниши
Самый простой путь для начинающего предпринимателя начала 90-х – стать челноком и купить торговую точку на базаре. Грезилось, что это позволит не только поправить материальное положение, но и приобрести малиновый пиджак, толстую золотую цепь, легендарный шестисотый «Мерседес» – все атрибуты успешности того времени. Конечно, жёсткая конкуренция и постоянный рэкет внесли свои коррективы. Возможно, вы подумаете, что стало страшно, но мы сделали то, что мало кто делал в непростое время перехода к капитализму, – изучили рынок. Действовали по наитию: исследовали спрос и предложения, руководствуясь своими представлениями о маркетинге. К сожалению, в ту пору такой информации не было в открытом доступе, а бизнес-литературу мало кто мог найти.
Главное – мы разобрались, что ищем:
- сферу с долгосрочными перспективами, где можно добиться успеха и стабильного положения, а не «нагреть деньжат» за один раз;
- нишу, где нет конкуренции или она минимальна.
А ещё мы мечтали о том, чтобы творить и создавать; хотели оставить свой след, а не только оказывать услуги!
«Святые девяностые»
Однажды на презентации своей книги Наина Ельцина, вдова первого президента России, назвала сложные годы перехода к рыночной экономике «не лихими, а святыми девяностыми». Сейчас эту фразу используют в ироническом ключе, когда критикуют людей с либеральными взглядами, ностальгирующих по тому времени, но для нас она имеет другой смысл.
В 70-80-ые гг. православная церковь была поднадзорной организацией, и только смелые бабушки оставались её прихожанами. С началом перестройки ситуация в стране начала меняться.
Летом 1988 года в Советском Союзе отпраздновали Тысячелетие крещения Руси. Действо получилось масштабным, общегосударственным, и… за период с 1985 по 1990 год появилось около 3,5 тысяч приходов и 40 монастырей!
В октябре 1990 года Верховный Совет РСФСР утвердил закон «О свободе вероисповеданий», инициатором которого выступило Российское христианское демократическое движение. Аннулировались многие указы, принятые ещё при Ленине и Сталине: например, декрет об изъятии имущества и других церковных ценностей в пользу государства. В сентябре 1991 года был ликвидирован 4 отдел 5-го управления КГБ – именно он контролировал храмы в стране. В декабре того же года упразднили Совет по делам религий.
Мы тоже пришли в церковь. Начали отливать церковную утварь, необходимую для обустройства вновь открывшихся храмов. Самые первые заказы – создание копий старинных икон XVII-XVIII вв., просфорных печатей и крестов. Так появилась наша мастерская «Калежа». Согласно словарю церковнославянского языка, «калежа» – это кадильница, то есть церковная утварь для курения благовонного дыма фимиама, которую используют во многих богослужебных обрядах.
От монастырей до бомбоубежищ
Дела пошли хорошо – мы заняли свою нишу, в команде работало уже 15 человек. Учились сразу на производстве: иногда ошибались, потом исправлялись, постепенно нарабатывая своё мастерство. А ещё мы часто переезжали – только за три первых года успели сменить аж 7 локаций! Самыми колоритными были Андреевский монастырь и бомбоубежище, расположенное на Войковской. Места порой попадались мрачноватые, но царившее творческое вдохновение не позволяло задумываться об этом.
Мы продолжали сотрудничать с церковью, создавали убранство для многих храмов Москвы и Золотого кольца:
- Храма Христа Спасителя;
- Андроникова монастыря;
- Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади;
- Храма Иверской иконы Божией Матери в селе Растуново;
- Храма Космы и Дамиана в Шубине;
- Храма Архангела Михаила;
- Данилова монастыря;
- храмов Сергиева Посада.
Но хотелось попробовать делать что-то новое, для более широкой аудитории.
А что сейчас?
Мы начали привлекать к проектам опытных мастеров: литейщиков, модельщиц восковых моделей, обработчиков цветных металлов, дизайнеров, художников по эмали. Число сотрудников выросло до 35 увлечённых творчеством людей! Стали экспериментировать: мебельная фурнитура, сувениры, награды, реставрация… Всё это можно увидеть в нашем каталоге – https://www.kaleja.ru/products/. Иногда самим не верится, что создаём такую невероятную красоту!
Подбадривают, вдохновляют, вселяют уверенность в силах признанные достижения мастерской «Калежа»:
- работа с видными российскими реставраторами, а также с Всероссийским художественным научно-реставрационным центром (ВХНРЦ) им. академика И. Э. Грабаря. Наша мастерская – постоянный участник Российского Антикварного салона, крупнейшей выставки антиквариата в РФ;
- прекрасные, доброжелательные отношения с известными скульпторами: Н. А. Кузнецовым-Муромским, А. И. Рукавишниковым, В. В. Малокостовым, А. А. Смирновым, В. А. Суровцевым, С. А. Щербаковым;
- успешное создание миниатюр таких произведений искусства, как бюсты Петра I, адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова…
Впереди нас ждут новые амбициозные проекты и новые достижения!
Надеемся, вам понравилась наша история! Спасибо, что дочитали эту статью до конца!